«Каждый интеллектуал имеет очень специфические обязательства перед своими учениками и обществом… Он должен преподносить свои знания и данные научных исследований простым, понятным и ясным языком. Тот, кто не умеет изъясняться ясно, не должен говорить вовсе и продолжать свою работу до тех пор, пока не научится говорить» (KarlPooper, 1902–1994).
Эти слова из личной переписки философа приводит Neville W. Goodman с соавторами в книге «Medical Writing». A Prescription for Clarity – в течение почти 40 лет команда разбирает лингвистические ошибки, дискредитирующие научные публикации.
Nic Flemming учит ученых быть понятными и харизматичными. Он считает, что в процессе обучения молодые специалисты слишком часто подвергаются «гиперинтеллигентному судейству» и сами становятся чрезмерно интеллигентными! «Вы должны думать о наименее осведомленном человеке в вашей аудитории, до которого вы хотите достучаться», – пишет эксперт в Nature.
Тьюторы Creative Writing School уверены: любая научная идея должна развиваться по законам сторителлинга, затрагивать эмоции и заставлять не только думать, но и чувствовать.
Советы от экспертов Creative Writing School
Каждое публичное выступление – мостик от новой информации (ради которой это выступление затеяно) к жизненному опыту слушателей.
Мы можем подтверждать привычную картину мира, находя ей новые необычные подтверждения. На этом принципе построены традиционные сказки всех народов. Герой проходит испытания, чтобы убедиться, что дом — это дом, что добрые дела возвращаются добром, что у мира есть смысл, а у человека — предназначение.
Но мы можем и опрокидывать привычный порядок вещей. Парадокс, переворот с ног на голову, неожиданный ракурс и прочее Зазеркалье. Это тоже старинная традиция. Карнавал проверяет здравый смысл на прочность. По-настоящему ценные и важные вещи выходят из карнавального огня посвежевшими, как Феникс, а скучная рутина и конформизм сгорают дотла.
Что делаете вы своим выступлением? Утверждаете или опрокидываете? Восхищаете или раздражаете? Не переживайте за ваше открытие: оно гораздо больше пострадает от целомудренной скуки, чем от яркого хулиганства.
Выступление начинается с того момента, когда поднимаешься на сцену, поэтому я продумываю свой костюм и слежу за осанкой, чтобы добавить себе уверенности. Всегда помогает первая и последняя заготовленные фразы. Их я выписываю на цветной листок формата А6, который кладу рядом с текстом доклада. Еще на этом листочке есть план, главные имена и цитаты — это ключевые точки выступления.
Чем лучше я готова к выступлению, тем меньше я волнуюсь, поэтому для меня секрет хорошего выступления — хорошая подготовка. И еще мне важно выйти к слушателям на драйве, с чувством, что уже все получилось, что сегодня мой день.
Никто не любит спикера, бубнящего по бумажке. Чем больше получается вместо монолога разговор с аудиторией, диалог, тем успешнее выступление.
Я стараюсь хорошо отдохнуть перед выступлением, чтобы голова была ясной, а внимание включенным. Я накидываю небольшой план — с чего начну, что будет самым главным, и к чему я хочу привести свою речь. Я проверяю, уверен ли в теме, про которую буду говорить. Она должна быть сформулирована одной фразой, быть понятной и простой.
Ну и стараюсь быть в хорошем настроении, чтобы не забывать — любое публичное выступление —это не экзамен, а встреча разных людей, которые интересуются чем-то похожим на то, что интересно мне.
Мне помогает справиться с волнением увлечённость темой, наличие внутреннего вопроса, который по-настоящему ведёт меня во время выступления. Я стараюсь перенести внимание с себя на объект исследования.
Иногда помогает небольшая импровизация, которую я могу допустить в рамках уже написанного текста. Например, я могу перед выступлением подумать о том, в каком я сегодня состоянии, что меня волнует или может волновать аудиторию, которая сегодня будет в зале. А после — позволить немного отойти от заготовки, взбудоражить себя и получить живой импульс от людей в зале.
Какие тренды существуют сегодня в форме подачи научных идей?
«Десятки тысяч ученых ежегодно представляют свои научные данные, однако их коммуникации и презентация неэффективны, и это тормозит прогресс», – говорит Dr. Mike Morrison, тьютор в области мастерства научной презентации. По мнению эксперта, наука может и должна быть удобной для восприятия: «Даже производитель кетчупа заботится о том, чтобы потребление было удобным. Ученые обязаны думать о том, насколько легко публике усваивать ваши идеи», – говорит он.
- Тренд на демократизацию и понятность. Уже не круто говорить научной заумью, которую способно понять 5 человек в зале. Круто говорить так, чтобы вас понимали даже неспециалисты.
- Тренд на научпоп. Снова модно ходить на лекции, слушать научные стендапы и разбираться в разных научных сферах. Это значит, что вас ждут не только коллеги на научных конференциях, но и широкая образованная публика на научных слэмах, стендапах и популярных лекториях.
- Научный слэм и стендап – хорошая тренировка для спикера.Серьезный доклад вряд ли получится превратить в веселый стендап, но включение элементов стендапа в начале и финале выступления поможет завоевать аудиторию.
- Тренд на образную речь и разговорные обороты. Ученые тоже люди, хорошо, когда между собой они говорят на понятном нормальном языке. Соединение научной и разговорной речи создает эффект живого разговора, какой бы серьезной и узкой ни была проблема научной дискуссии.
- Тренд на сторителлинг. Ученые все чаще используют приемы сторителлинга, чтобы превратить научную идею в захватывающую историю. Личный опыт и рассказывание историй делает доклад интереснее и ближе аудитории.
- Тренд на использование иллюстраций. В докладах используют не просто схемы и графики, но и картинки. Слайды помогают сфокусировать внимание и закрепить главную информацию. Визуальный подход к подаче информации, элементы комиксов и мемов — одна из модных фишек.
Инструкция от CWS
Как рассказать интересную историю в научном выступлении
«Вы должны думать о наименее осведомленном человеке в вашей аудитории, до которого вы хотите достучаться», – пишет Nic Flemming в Nature. Как рассказать интересную историю в научном выступлении? Тьюторы Creative Writing School специально для специалистов РООУ создали инструкцию.
- Укажите свою главную мысль в заголовке. Заголовок может быть в форме вопроса или главного тезиса. Он сразу включит аудиторию в вашу тему и укажет на главное.
- Доклад — это форма научной коммуникации. Ответьте на три вопроса: кто ваша аудитория? Что вы хотите сообщить? Как ваше выступление меняет ситуацию в науке?
- А что, если ничего нового вы не придумали и находитесь в сомнениях и ступоре? Научное сообщество может стать вашим помощником. Хорошая стратегия для доклада — привлечь аудиторию к решению проблемы. Мотивируйте слушателей задавать вопросы и показывать противоречия, иногда это продуктивнее, чем сразу давать ответы и решения.
- Начните с личной истории. Прием часто используют спикеры TED (Technology Entertainment Design — международный проект по популяризации и распространению идей). Этот прием помогает наладить эмоциональный контакт и подчеркивает личную значимость истории для вас. Объясните, чем эта тема касается лично вас, почему это вам самому так интересно.
- Избегайте жаргона, сокращений и аббревиатур. Их можно позволить только при выступлениях перед специалистами, занимающимися той же узкой тематикой. Вы же хотите, чтобы вас понимали? Говорите просто и следите за аудиторией. Если вас перестанут понимать, вы это увидите.
- Не забудьте о драматургии выступления. Используйте эффект противоречий. Сталкивайте противоположные точки зрения, используйте союз «но». Так вы создадите эффект движения мысли.
- Используйте списки: «три главных вывода», «пять нюансов проблемы», «три точки зрения», «два пути решения». Это структурирует мысль и лучше воспринимается аудиторией.
- Решите, на примере каких кейсов вы иллюстрируете свою идею. Пусть их будет не больше трех. Примеры лучше рассказывать как истории, используя техники сторителлинга.
- Вынесите главные цифры и тезисы в презентацию. Если не уверены в своих дизайнерских навыках, привлеките помощника. Не переборщите с количеством слайдов и объемом информации на слайде.
- Добавьте в научную речь эмоции. Как? Удивляйтесь сами тому открытию, которое вы сделали. Сделайте это открытие прямо во время доклада, описав, как это случилось, и не забывая все странное и забавное, что сопровождало эту ситуацию.
- Осторожнее с юмором. Если вы опытный докладчик, то добавить анекдот или шутку, когда аудитория заскучала и теряет интерес – хороший ход. Но чувство юмора у всех разное, правильно оцените аудиторию и свои силы.
- Заготовьте финальную фразу. Даже если во время выступления вас занесет не туда и весь план полетит, начальная и финальная фразы будут держать рамку выступления и создадут эффект стройной композиции. Кстати, в финале вполне может быть вопрос, бросающий мостик к будущим исследованиям.
- Найдите научного редактора или покажите доклад и презентацию коллеге: свежий взгляд поможет найти нестыковки, убрать штампы, прояснить мысль.
- Решите, будете вы читать доклад или говорить «без бумажки» по плану. Это две разные стратегии, которые требуют разной подготовки.
- Волноваться — это нормально. Не стоит свое волнение усугублять кофе и алкоголем. Стакан воды, короткая медитация накануне выступления, контроль дыхания, когда идете на сцену, и улыбка в зал, которая поможет и вам, и залу настроиться на доклад.
- Прорепетируйте свое выступление: засеките время, попросите кого-то из близких вас послушать или запишите видео. Проанализируйте, что получается, а что нет, где надо еще поработать над текстом, укладываетесь ли в регламент. Заранее решите, что можно выкинуть, если вы не будете укладываться во время.
Если Вы заинтересованы узнать больше, рекомендуем литературу:
- Кармин Галло. Искусство сторителлинга. Как создавать истории, которые попадут в самое сердце аудитории. М.: Эксмо, 2021. https://www.litres.ru/karmin-gallo/iskusstvo-storitellinga-kak-sozdavat-istorii-kotorye-popadut/chitat-onlayn/
- Акаш Кариа. Вдохновляй своей речью. 23 правила сторителлинга от лучших спикеров TED Talks. М.: Эксмо, 2018.
- Брюс Киршофф. Как рассказать интересную историю в научной презентации // https://www.nature.com/articles/d41586-021-03603-2
- П. ван дер Круита, Гронинген, пересказ В.П. Решетникова. Советы начинающим докладчикам // http://www.astro.spbu.ru/staff/resh/dok/dok.html
- Роберт Макки. История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только. М.: Альпина нон-фикшн. 2008. https://www.litres.ru/robert-makki/istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov-pisateley-i-ne-tolko-5023304/chitat-onlayn/
- Роберт Макки Сториномика. М.: Альпина, 2019. (https://alpinabook.ru/catalog/book-storinomika/)
- Артем Мушин-Македонский. Нарративное лидерство: искусство вдохновлять и убеждать с помощью историй. М.: МИФ, 2022. https://alpinabook.ru/catalog/book-narrativnoe-liderstvo/
- Виктор Рындин. Как сделать 16 уникальных докладов за год и не выгореть // https://vc.ru/life/608023-kak-sdelat-16-unikalnyh-dokladov-za-god-i-ne-vygoret
- Пол Смит. Мастер историй . М.: МИФ, 2017. (https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/master-istorij/)
- Уилл Сторр. Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории. М.: Individum, 2020. https://www.labirint.ru/books/753351/
- Дмитрий Шахов. 9 факторов хорошего доклада, или Как извлечь максимальную пользу из харизмы спикера // https://madcats.ru/balticdigitaldays/good-speach-bdd/
- Дэвид Хатченс. 9 техник сторителлинга. М.:Попури, 2019. (https://www.labirint.ru/books/549342/)
31.08.2023