Кабиров Ильдар Раифович

к.м.н., доцент кафедры урологии, врач-уролог, ФГБОУ "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава РФ, г. Уфа

05.05.2022

Диагностировать, а не констатировать

Чтобы острое повреждение почек (ОПП) диагностировать, а не констатировать, ученые из г. Уфа предлагают использовать более чувствительный маркер, чем креатинин. Он уже используется в отделениях реанимации, в практике неонатологов и педиатров, а также у «нестандартных» пациентов, для которых креатинин не показателен в диагностике.

«Болезненные проявления и симптомы – это крик страдающих органов», – пишет Шервин Нуланд, хирург, историк медицины, лауреат Национальной книжной премии США.

И до сих пор острое повреждение почек (ОПП) – распространенное осложнение хирургического лечения с высоким риском смерти – диагностируется в момент, когда они начинают кричать о помощи. Дело в том, что такие показатели, как уровни креатинина в сыворотке и азота мочевины крови, изменяются с выраженной временной задержкой и только после значительного повреждения почек. «Фактически при использовании стандартных маркеров мы констатируем, а не диагностируем острое повреждение почек», – отметил Ильдар Кабиров.

Ученые из Уфы задались вопросом, можно ли диагностировать ОПП без крика, то есть при отсутствии классических признаков, без олигурии или повышенного уровня сывороточного креатина (sCr). «Наши предыдущие исследования показали, что NGAL/IL‑18/u и sCys-C ассоциирован с ОПП и является независимым прогнозом ОПП у пациентов, перенесших резекцию почки», – отмечает Ильдар Кабиров.

Теперь ученые обратили внимание на пациентов, перенесших РЦЭ. В протокол было включено 186 пациентов, которым выполнялась плановая РЦЭ. Все пациенты были разделены на две группы по наличию или отсутствию признаков ОПП в соответствии с критериями KDIGO: у 43 человек  (23,1 %) зарегистрировано ОПП в течение первой недели после операции. Пациенты находились под наблюдением в течение 6 месяцев, неблагоприятным исходом лечения считалось развитие послеоперационного ОПП и снижение СКФ в течение периода наблюдения.

Субклинические маркеры

За период наблюдения ни одному пациенту не потребовалась заместительная почечная терапия. Однако больные с ОПП имели более продолжительный период госпитализации – 22,4±22,9 против 13,0±4,1. Как выяснили ученые, именно sCys-C наиболее надежно предсказывал риск возникновения ОПП за 24–48 часов до диагностики по общепризнанным критериям.

Цистатин С (Cys-C) – белок, который свободно фильтруется, полностью реабсорбируется и катаболизируется в проксимальных канальцах; обычно не обнаруживается в моче. Повышенный уровень Cys-C в моче может отражать повреждение и нарушение функции почечных канальцев. Этот маркер уже используется для диагностики ОПП у пациентов в отделении интенсивной терапии в качестве предиктора вероятности летального исхода.

Продукция цистатина С, в отличие от креатинина, в значительно меньшей степени зависит от мышечной массы, пола, возраста и антропометрических данных (рост, вес). Поэтому он помогает более точно оценить нарушение функции почек «нестандартных пациентов», а также когда применение креатинина для оценки скорости клубочковой фильтрации имеет ограничения.

Кроме того, уровень цистатина С повышается раньше, чем концентрация креатинина.

В своей работе ученые отметили, что у всех больных с повышенным уровнем sCys-C через 12 часов после операции в ответ на перенесенное радикальное хирургическое лечение возникла тубулярная дисфункция, ассоциированная со снижением СКФ в течение 6 месяцев.

По данным исследования ученые отмечают:

  • sCys-C может предсказать риск возникновения ОПП у пациентов с раком мочевого пузыря за 24–48 часов до диагностики по общепризнанным критериям;
  • уровень маркеров ОПП точно отражает фильтрационные способности почек, прогнозируя как снижение СКФ, так и восстановление в группе пациентов после перенесенной РЦЭ;
  • пациенты с повышенным уровнем маркеров ОПП в раннем послеоперационном периоде должны находиться под более тщательным наблюдением для принятия ранних мер по профилактике и лечению ОПП.

Безусловно, эти данные и рекомендации не являются общепринятыми и требуют валидации в более крупных РКИ. Однако уже в рутинной практике врач может самостоятельно проводить дополнительную оценку состояния пациента.

Детализированно об исследовании и дополнительных маркерах, изученных в рамках упомянутого протокола, можно прочесть в статье: Тарасенко А.И., Павлов В.Н., Кабиров И.Р., Алексеев А.В., Урманцев М.Ф. Цистатин С как предиктор острого почечного повреждения после радикального хирургического лечения пациентов с мышечно-инвазивным раком мочевого пузыря. Исследования и практика в медицине. 2021; 8(2): 75-82. https://doi.org/10.17709/2410-1893-2021-8-2-7.


РООУ выражает благодарность коллегам за вклад в развитие онкоурологической помощи!

Настоящая публикация подготовлена в рамках работы Секции молодых ученых. Прием тезисов для участия в Секции молодых ученых в рамках XVII Ежегодного конгресса РООУ продолжится до 1 июня 2022 года. Конгресс состоится 29–30 сентября в г. Санкт-Петербург. Присоединяйтесь!

05.05.2022

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶