12.10.2022

РПЖ: дилеммы клинических решений

Пациента с неметастатическим РПЖ можно лечить или не лечить. А если не лечить, то активно наблюдать или занять выжидательную тактику. А если все же лечить, то можно выбирать между ДЛТ, брахитерапией или радикальной простатэктомией – принимать же решение о начале той или иной терапии необходимо с учетом ожидаемой продолжительности жизни и клинической симптоматики.

В этом множественном выборе и при решении каждой из дилемм решающее значение приобретает адекватная стратификация по группам риска: «Наличие градации 4–5 по системе Глисона сразу переводит пациента в группу высокого риска, а если биопсийных столбцов с градацией 4–5 более четырех, то пациент должен быть отнесен к группе очень высокого риска», – отмечает проф. М. И. Волкова.

Кандидатами для агрессивного лечения неметастатического РПЖ могут стать и пациенты, которые могли бы находиться и на активном наблюдении. «Наличие > 50 % аденокарциномы в одном (!) биоптате является решающим критерием для начала лечения против активного наблюдения у пациентов с суммой баллов 6 по Глисону», – отметила Ю. Ю. Андреева в своем докладе, представленном ранее. Выявление внутрипротоковой карциномы является фактором исключения пациента из активного наблюдения, а при выявлении атипичной внутрипротоковой пролиферации (AIP) для принятия решения о возможности активного наблюдения необходима повторная биопсия.

Встает вопрос и о том, на каком этапе и при каких обстоятельствах назначать системную терапию – и ответ будет зависеть от нескольких факторов, в том числе от прежде выбранного варианта лечения.

А если после проведенного лечения у пациента наметится рост ПСА (а это произойдет не у большинства, но у многих) – что делать? Рутинная биопсия при ПСА-рецидиве после радикального лечения не показана, а традиционные методы визуализации при низком уровне маркера не позволяют выявить источник повышения ПСА. «ПЭТ/КТ обладает высокой диагностической эффективностью при РПЖ, но при этом имеет значения выбор трейсера», – подчеркивает проф. М. И. Волкова.

И, кстати, рекомендации по обследованию пациентов с ПСА-рецидивом обновлены, теперь в них зафиксированы различные алгоритмы для мужчин, получивших ДЛТ или хирургическое лечение. И это – еще одна развилка в принятии клинических решений.

19 октября под председательством проф. М. И. Волковой и при участии В. А. Черняева и Р. И. Рябинина в онлайн-формате состоится научно-практическая школа «Золотой ключик лечения рака предстательной железы». Эксперты на примеры собственного опыта рассмотрят случаи, ставшие для них дилеммой. Будут обсуждены данные крупных клинических исследований и поднят вопрос, можно ли отступать от доказательной медицины.

Филигранно и детализированно эксперты решат все дилеммы, возникающие от установки диагноза и лечения локализованного РПЖ до помощи пациентам с мКРРПЖ.

12.10.2022

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶