Карасева Марина Евгеньевна

клинический ординатор, ФГБУ “НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова” Минздрава РФ, г. Санкт-Петербург

18.04.2023

РМП: семья как фактор реабилитации

Рак мочевого пузыря (РМП) чаще встречается у мужчин. Однако у женщин болезнь протекает более агрессивно и в большей степени снижает качество жизни. О гендерных различиях в качестве жизни пациентов после радикальной цистэктомии (РЦЭ) и о том, что их можно нивелировать, – в материале на основании сообщения с ASCO-GU.

Мужчины болеют в 3–5 чаще даже с учетом поправок на все экзогенные факторы (в т.ч. курение). Это истинно гендерспецифичное заболевание, причем молекулярные биологи и генетики находят этому факту объяснения (подробнее о роли половых хромосом в механизме развития РМП). При этом женский пол расценивается как фактор неблагоприятного прогноза – заболевание имеет более агрессивное течение, медиана общей выживаемости среди женщин ниже. На ASCO-GU Dr. Thilo Westhofen c соавторами представили данные собственного исследования, целью которого было выявление гендерных различий в качестве жизни среди пациентов, перенесших РЦЭ.

Эмоции болезни

Качество жизни – это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии.

Исследования качества жизни, связанного со здоровьем (health related quality of life, HRQОL), впервые были проведены в 70-х годах и в настоящее время охватывают в широких пределах опыт человека, включая ежедневные потребности, индивидуальные реакции на болезнь и действия, связанные с профессиональной деятельностью и личным благополучием. HRQOL предполагает также оценку удовлетворения, которое индивидуум испытывает в течение жизни.

«Показатели HRQOL позволяют научно продемонстрировать влияние здоровья на качество жизни, выходя далеко за рамки старой парадигмы, которая ограничивалась тем, что можно увидеть под микроскопом», – отмечают эксперты Central for Disease Control and Prevention.

В качестве подтверждения сказанного и примера влияния болезни на качество жизни и эмоциональный компонент HRQОL позволим себе привести цитаты художественного текста (А.И. Солженицын, «Раковый корпус»):

«У меня болезнь какая-то особенно унизительная. Особенно оскорбительная. […] Около меня неприятно будет стоять, сидеть […]. А если кто-нибудь станет ближе, я сам непременно буду думать: ведь он еле терпит, он меня проклинает. То есть уже вообще с людьми не побудешь», — говорит Шулубин, ожидающий операцию по поводу рака прямой кишки.

Ася, забежавшая в 13-й корпус «на три дня на исследование», узнав о предстоящей мастэктомии, внешне обмякает и блекнет. Одновременно ее одолевают гнев, острая обреченность: «Какой там дурак любит за характер!?! — взвилась она рассерженно, как лошадь взвивается с передних, и руку вырвала […]. И ее штопором скрутило, сжевало, и куда-то от Демки прочь и вниз, к полу, свалился корпус ее и голова, обхваченная руками […]. Невыносимо представились Асе купальники всех мод […] – все, которые никогда не будут ею куплены и никогда надеты! И именно эта сторона ее существования – невозможность когда-нибудь еще появиться на пляже – представилась ей сейчас самой режущей, самой постыдной! Именно из-за этого теряло всякий смысл жить…».

Кульминацией депрессии и тревожных расстройств Nicholas G. Zaorsky с соавторами называют суицид: «Мы должны быть обеспокоены тем, что чувствует пациент», – пишет автор в обзоре, посвященном неонкологическим причинам смерти онкологических пациентов.

Важны не только объективный контроль над болезнью и функциональный статус, но и субъективные оценки качества жизни: качество жизни – более мощный предиктор смертности и морбидности, чем многие объективные показатели здоровья.

Кульминация тревоги

Nicholas G. Zaorsky с соавторами проанализировали данные по более 8,6 млн онкологических пациентов: в список нозологий с повышенным риском суицида был внесен и РМП. И в этом обзоре авторы снова отмечают необходимость внимания к составляющим HRQОL и, возможно, возвращения некоторых его компонентов к исходным уровням (до болезни).

Доктор Thilo Westhofen на состоявшемся в текущем году ASCO GU представил данные исследования по гендерным различиям среди пациентов, перенесших РЦЭ. Для этого авторы выявили всех пациентов, перенесших РЦЭ в период с января 2006 года по декабрь 2022 года, всего 1498 пациентов, из которых 421 (28,1 %) были женщинами. После поправок на возраст, индекс массы тела (ИМТ), pT-стадию и способ отведения мочи были сформированы две соответствующие когорты по 397 пациентов мужского и женского пола в каждой.

HRQOL исследовали в дооперационном периоде, раннем послеоперационном и далее в течение 10 лет наблюдения за пациентами. Авторы отметили более драматичное изменение качества жизни у женщин. Также ученые проследили корреляции между социальным/семейным благополучием и HRQOL. Было отмечено, что у женщин имела место положительная корреляция между данными показателями, в то время как у мужчин не было никакой корреляции.

Что касается вопросника EORTC по качеству жизни в области состояния здоровья, то стало понятно, что в течение первых 36 мес. между мужчинами и женщинами не было существенных различий. Но интересно то, что у женщин было значительно худшее состояние здоровья в период с 48 до 96 мес. после РЦЭ. Также стоит отметить, что, по данным опросника, была отрицательная корреляция между недержанием мочи как осложнением после РЦЭ и общим состоянием здоровья, и качеством жизни. Кроме того, было отмечено, что сексуальная функция не была связана с ухудшением HRQOL.

«Эти данные важны для принятия решений о лечении пациентов с РМП в зависимости от пола», — пишут авторы в абстракте исследования.

Многие факторы влияют на то, почему женщины сталкиваются как с более агрессивным течением болезни, так и с более драматичным изменением качества жизни. В последнем вопросе имеет значение в том числе эмоциональное состояние и готовность женщины к тяжелому послеоперационному периоду и реабилитации.

Мы (врачи) не можем контролировать все факторы риска, связанные с РМП и смертностью, но мы знаем, что раннее выявление может изменить качество жизни и смертность от РМП как у женщин, так и у мужчин. И, возвращаясь к тому, что качество жизни – это более мощный предиктор смертности и морбидности, чем многие объективные показатели здоровья, мы уверены: семья может повлиять на судьбу пациента. Исследование доктора Thilo Westhofen – весомый тому аргумент.

18.04.2023

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶