16.04.2024

Активное наблюдение без рисков

В настоящее время АН является одной из стратегий лечения РПЖ у пациентов, находящихся в группе низкого (и очень низкого) риска. Однако АН – это не просто выжидание, а тактика целенаправленного и мультимодального мониторинга за пациентами, для которых лечение может оказаться избыточным.

В 2023 г. на ежегодной встрече Society of Urologic Oncology (SUO) было отмечено, что приверженцев тактики АН становится все больше (в США доля АН среди подходящих кандидатов за период с 2014-го по 2021 г. выросла с 27% до 59%). Тем не менее в США, по данным Cooperberg et al., до 40% пациентов, которые потенциально могли бы находиться на активном наблюдении, выполняют активное лечение.

Однако, несмотря на очевидные и подтвержденные преимущества данной тактики, мировое сообщество с осторожностью относится к чрезмерной популяризации АН. И именно на этом акцентировал свое внимание Э. Ф. Абдряхимов: «Активное наблюдение может проводить только онкоуролог, а не общий онколог».

Для определения критериев соответсивия тактике АН необходимо:

  • планировать биопсию на основании данных мпМРТ и оценки по шкале PI-RADS v2.1;
  • обеспечить качественную биопсию и адекватный забор материала, а также патоморфологическую оценку экспертного уровня.

Лектор подчеркнул, что не существует единого алгоритма ведения больных при использовании тактики АН, но одной из применяемых вариаций является следующая:

  1. контроль уровня ПСА каждые 6 месяцев;
  2. ежегодный осмотр онкоурологов, включающий ПРИ;
  3. мпМРТ не реже 1 раза в год;
  4. повторная биопсия каждые 1,5-2 года;
  5. комбинированная биопсия ПЖ при PI-RADS 3 и более.

При этом эксперт отметил: рост ПСА и изменение на МРТ не являются показаниями для перехода к активному лечению, при изменении тактики в сторону радикального лечения целесообразно проведение повторной биопсии.

РПЭ: клинически незначимый рак может быть значимым

Активное наблюдение (АН) слишком рискованное предприятие, считает К. А. Фирсов, выступая с позиции оппонента на III Форуме молодых специалистов РООУ:

  1. Почему пациентам с низким риском прогрессирования предпочтительно выполнение радикального лечения?
  2. Варианты доступов при выполнении РПЭ: анализ эффективности, оценка и сравнение различных доступов.
  3. Применение, показания и противопоказания для применения специальных техник: нервосбережение, сохранение ретциуса.
  4. Стратификация и отбор пациентов для выполнения хирургического лечения.

Подробнее – в видео лекции, прочитанной во время III Форума молодых специалистов РООУ.

16.04.2024

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶