30.06.2023

Брошенные пациенты. Личный опыт

«Что делать с такими пациентами? Бросать их, что ли?» – начал свой доклад Вагиф Ахмедович Атдуев, обращая внимание, что реальная клиническая практика отличается от клинических исследований.

В январе 2021 года в клинику поступил пациент 1960 г.р., которому были установлены диагнозы:

  • рак мочевого пузыря – T4bN3М1a;
  • вторично сморщенная левая почка;
  • хроническая инфекция мочевыводящих путей (вне обострения);
  • гиперплазия простаты 1-й ст.;
  • МКБ, ремиссия;
  • киста правой почки;
  • ХОБЛ, ремиссия;
  • анемия 1-й ст.

Изначально пациент попал в лечебное учреждение с не характерными для установленного диагноза симптомами – больной предъявлял жалобы на отек левой ноги до верхней трети бедра и был госпитализирован с подозрением на тромбоз вен. При обследовании (УЗИ, МСКТ) была выявлена опухоль мочевого пузыря с распространением на околопузырную клетчатку и запирательную мышцу; с ЗНО было связано сдавление сосудистого пучка таза слева, поражение парааортальных лимфоузлов и терминальный уретерогидронефроз слева.

При лечении пациента неоднократно вставал вопрос о возможности проведения химиотерапии и возможности ее продолжения. Вагиф Ахмедович и его коллеги смогли провести пациенту химиотерапию и в дальнейшем продолжить лечение ингибитором иммунных контрольных точек (авелумабом) в поддерживающем режиме.

Онкоиммунологический препарат в режиме поддерживающей терапии 1-й линии рака мочевого пузыря у пациента, ранее получившего 6 курсов полихимиотерапии с регистрацией частичного ответа, обеспечил выживаемость без прогрессирования в течение 15 месяцев.

Продолжительность жизни с момента установления диагноза составила 24 месяца.

Однако профессор В.А. Атдуев уверен, что при более скрупулезном внимании эффективность лечения могла оказаться еще более значительной. О трудностях и, вероятно, упущенных возможностях – честно и детализированно в докладе эксперта.

30.06.2023

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶