ВНИМАНИЕ!

Эта информация содержит материалы, которые согласно действующему законодательству могут быть доступны только медицинским и фармацевтическим работникам. Для отключения всплывающего окна проверки авторизуйтесь на сайте.

 

Вы являетесь медицинским или фармацевтическим работником?

13.06.2025

Спорт как противоопухолевая терапия

«Физическая активность — это полноценный метод противоопухолевого лечения», — этими словами Christopher M. Booth из Queen’s University (Канада) завершил презентацию доклада LBA3510 на ASCO 2025. Зал аплодировал. Рассказываем почему

Прежде в экспериментальных и наблюдательных исследованиях была доказана польза спорта для профилактики рака, а также во время лечения. Физическая активность включена во многие рекомендации по лечению онкологической патологии.

Однако CHALLENGE — первое в мире рандомизированное исследование III фазы, которое оценивает влияние физической активности на онкологическую выживаемость. В исследование включались пациенты с колоректальным раком, завершившие адъювантную химиотерапию. Они были рандомизированы в две группы:

  • группа упражнений — участвовала в структурированной программе физических упражнений
  • группа здоровья — получала только образовательные материалы


Продолжительность вмешательства составила 3 года. С 2009 по 2024 год в исследование вошли 889 пациентов: 445 — в группу упражнений, 444 — в группу здоровья. Все участники проходили базовое тестирование. Однако только в группе упражнений пациенты в течение трех лет работали с  персональным тренером-консультатнтом.

Тренер вместо врача

Целью программы было увеличение физической активности участников на 10 MET-часов в неделю по сравнению с исходным уровнем. «MET — это единица энергии, которую каждый из нас расходует, даже просто сидя здесь в течение часа. А если бы мы все после сессии пошли на быструю групповую прогулку, это составило бы уже 4 MET-часа», — пояснил доктор Booth.

Тренер-консультант помогал каждому пациенту составить индивидуальную программу с учетом предпочтений: от плавания и велоспорта до бега и лыж. Большинство пациентов выполняли программу ходьбы: быстрая прогулка по 45–60 минут 3–4 раза в неделю.

Модуляция физической активности проходила в три фазы.

  • Первые 6 месяцев: встречи с консультантом каждые 2 недели. Первая часть — поддержка и мотивация, вторая — совместная тренировка. Цель — достичь прироста 10 MET-часов.
  • Следующие 6 месяцев: встречи раз в две недели с уточнением программы — пациенты уверенно превышали целевой уровень.
  • Второй и третий годы: ежемесячные встречи для поддержки участников и сохранения новых привычек.

Ключевые результаты

В обеих группах у участников улучшилась физическая форма по сравнению с данными базовой оценки. Однако пациенты, занимавшиеся три года с тренером, имели явные преимущества по онкологическим показателям.

После медианного наблюдения в 7,9 года рецидив случился у 93 пациентов в группе упражнений и у 131 — в группе здоровья. Безрецидивная выживаемость через 5 лет составила 80% против 74% соответственно. Таким образом, риск рецидива или новых опухолей был на 28% ниже в группе упражнений.

  • В группе упражнений умер 41 пациент, в группе здоровья — 66. Общая выживаемость через 8 лет составила 90% против 83%. Риск смерти был на 37% ниже у пациентов, занимавшихся в программе.
  • В группе упражнений чаще возникали побочные эффекты — мышечные растяжения или переломы (19% против 12%). Только 10% этих случаев были связаны непосредственно с программой.

«С улучшением общей выживаемости на 7% через восемь лет видно, что эффект структурированных физических нагрузок сопоставим, а иногда и превосходит пользу от некоторых стандартных медицинских методов лечения», — подчеркнул Booth.


Эти результаты подтверждают новый противоопухолевый эффект физической активности, уверен эксперт, и в этом его поддержали все присутствующие эксперты ASCO. «Физическая активность — это не просто про качество жизни и физическую форму. Это уже полноценный метод лечения. Но знаний недостаточно: нам нужны системы здравоохранения, которые сделают спорт частью лечебного процесса», — добавил он.

Peter T. Campbell, PhD (Albert Einstein College of Medicine), анализируя представленный доклад, отметил, что достигнутый к третьему году тренировок уровень активности (27 MET) довольно высокий по сравнению с тем, который обычно рекомендуется пациентам с онкологической патологией. Однако и этот недостаток исследования выглядят блекло на фоне уникального дизайна и длительности исследования. Обращаясь к аудитории, он напомнил и рекомендации по физической активности у онкопациентов:

  • тяжелая анемия — дождаться повышения гемоглобина
  • иммунокомпрометированные — избегать общественных бассейнов и залов
  • усталость — начинать только с растяжки
  • остеопороз, артрит — соблюдать осторожность, чтобы избежать падений
  • стома — профилактика инфекций, избегать контактных видов спорта и подъема тяжестей
  • лучевая терапия — избегать хлорированных бассейнов
  • периферическая нейропатия, атаксия — использовать велотренажер

📚 Исследование опубликовано The New England Journal of Medicine: Structured Exercise after Adjuvant Chemotherapy for Colon Cancer.

13.06.2025

Источник
The New England Journal of Medicine: Structured Exercise after Adjuvant Chemotherapy for Colon Cancer
Оригинальное исследование

Источник
The New England Journal of Medicine: Structured Exercise after Adjuvant Chemotherapy for Colon Cancer
Оригинальное исследование

Перейти⟶

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶