23.07.2021

Биопсия: возвращаясь к истокам

Первая в мире биопсия была проведена трансперинеальным доступом в в 1926 году – её выполнили Young HH  и Davis DM. Техника выполнения биопсия предполагала возможность перехода к простатэктомии в случае подозрения на наличие опухоли. На тот момент проведение биопсии было решением, принимаемым в случае наличия предположений о необходимости простатэктомии.

Спустя почти вековую историю развития техники проведения биопсии предстательной железы, EAU рекомендует выбирать трансперинеальный доступ – не самый популярный как среди пациентов, так и среди врачей. Обоснованием новой рекомендации EAU  служит снижение рисков инфекционных осложнений. Кроме того, EAU отмечает,  что частота обнаружения клинически значимого рака при выполнении трансперинеальной биопсии в её современной модификации выше, чем при трансректальной. И так же в рекомендациях зафиксирована роль повидон-йода, при применении которого частота инфекционных осложнений снижается вдвое.

Обновление рекомендаций EAU относительно проведения биопсии предстательной железы (ПЖ)

Цитируемое ниже исследование было проведено до внесения правок EAU  и описано полностью в статье  Чернышева Д.Ю., Попов С.В., Орлов И.Н. и др. Первый опыт выполнения трансперинеальной биопсии предстательной железы без антибиотикопрофилактики. Онкоурология 2021;17(2):46–52. DOI: 10.17650/1726- 9776-2021-17-2-46-52. 

В исследование были включены 85 пациентов, которым с января по декабрь 2020 г. была выполнена промежностная биопсия ПЖ. Медиана возраста пациентов составила 63,2 (52–75) года. Критерием включения пациентов в исследование являлись показания к выполнению биопсии ПЖ:

  • повышение уровня общего простатического специфического антигена;
  • участие в программе активного наблюдения.

Критериями исключения были:

  • прием антибактериальных препаратов в течение 30 дней до процедуры;
  • декомпенсированные соматические заболевания;
  • наличие уретрального катетера или цистостомического дренажа;
  • аллергические реакции на йод, антибактериальные препараты;
  • патология кожи промежности;
  • контаминация мочи микроорганизмами.

Всем пациентам процедуру проводили стандартным образом в амбулаторных условиях (в условиях цистоскопического кабинета). За 30 мин до процедуры пациентам ректально вводили повидон-йод. Для визуализации использовали трансректальное ультразвуковое исследование биплановым датчиком с частотой 4–12 MГц. Вмешательство выполняли в технике freehand (без дополнительного оборудования и жесткой фиксации ультразвукового датчика). После введения ультразвукового датчика в прямую кишку и визуализации ПЖ осуществляли обработку кожи промежности антисептическим раствором на основе органического йода, анестезию кожи промежности и парапростатических тканей до капсулы железы с помощью 20 мл 0,2 % лидокаина. Забор тканей ПЖ выполняли с помощью одноразовой иглы 18G и биопсийного пистолета через кожу промежности. Все биопсии носили системный характер, т.е. выполняли 12 заборов биоптатов по общепринятой схеме, однако у 16 (18,2 %) пациентов было взято по 2 дополнительных биоптата из подозрительных очагов (по данным мультипараметрической магнитно-резонансной томографии очаги с оценкой PI-RADS >3). Каждый биоптат забирали путем отдельного прокола кожи и тканей промежности.

Пациенты были распределены в 2 группы случайным образом в зависимости от наличия антибиотикопрофилактики: пациенты контрольной группы (n = 50) за 1 ч до процедуры получали 1 г цефтриаксона внутривенно, пациентам исследуемой группы (n = 35) антибактериальная профилактика не проводилась.

Период наблюдения за пациентами составил 30 дней. Исследование проводили в период пандемии COVID-19, поэтому наблюдение за пациентами было в основном дистанционным. Каждые 3 дня врач по телефону связывался с пациентом и уточнял его жалобы, спрашивал о результатах обязательной термометрии, оценивал состояние и определял наличие инфекционных осложнений биопсии ПЖ. На 3-й день пациенты в условиях амбулаторно-консультативного отделения сдавали клинический анализ крови, общий анализ мочи, бактериологический посев мочи.

В работе оценивались только инфекционные осложнения биопсии ПЖ, такие как инфекция мочевых путей, инфекция мягких тканей промежности, простатит, лихорадка, сепсис. Достоверных различий в частоте возникновения инфекционных осложнений между группами не получено. Ни у одного пациента не зафиксировано мочевых инфекций и простатита, подтвержденных данными культурального исследования, а также сепсиса. Динамика уровня лейкоцитов у пациентов обеих групп не имела достоверных различий.

В течение 30-дневного периода наблюдения у 5 пациентов зафиксировано повышение температуры тела более 37,5 °C. Из них у 4 пациентов впоследствии развились катаральные явления, кашель и верифицирована новая коронавирусная инфекция COVID-19, у 1 пациента повышение температуры тела было связано с развитием рожистого воспаления на голени. Таким образом, ни у одного пациента в исследовании повышение температуры тела не было связано с проведением биопсии ПЖ. Культуральное исследование мочи у всех пациентов было стерильным.

Выполнение трансперинеальной биопсии ПЖ без антибактериальной профилактики представляется безопасной альтернативой общепринятой трансректальной биопсии с антибактериальной профилактикой. Она позволяет снизить использование антибактериальных препаратов, при этом не увеличивая частоту возникновения инфекционных осложнений. Требуются дополнительные исследования по дальнейшему изучению безопасности такого подхода к подготовке пациента к биопсии ПЖ.


С полнотекстовым вариантом статьи можно ознакомиться в журнале Онкоурология №2/2021 по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/d2SAgx7UfeXTFA

23.07.2021

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶