Адъювантная иммунотерапия?
Окончательные результаты исследования CheckMate -274, в котором изучалась возможность применения ниволумаба в адъювантном режиме, еще не опубликованы. Однако на конгрессе ASCO-GU в текущем году были обнародованы промежуточные данные указанного протокола. Они-то и стали обоснованием для обращения компании-производителя в FDA с заявлением о приоритетном рассмотрении нового показания.
Обобщая результаты ASCO-GU, Arlene Siefker-Radtke из University of Texas MD Anderson Cancer Center обратила внимание, что в предложенном режиме ниволумаб может стать по-настоящему исцеляющей опцией. «В наибольшей мере меня впечатляет расхождение кривых в группе пациентов с высокой экспрессией PD-L1, здесь фактически наблюдается выход ВБП на плато, что, с моей точки зрения, представляет наибольший интерес, – отметила эксперт. – Я не исключаю, что применение ниволумаба в адъювантном режиме может стать опцией, которая позволит ряду пациентов вовсе не возвращаться к своему диагнозу».
Несмотря на отсутствие данных об общей выживаемости, мировые эксперты уже рассматривают ниволумаб в роли претендента на новый рекомендованный стандарт адъювантного лечения радикально оперированных больных с мышечно-инвазивным уротелиальным раком (МИУР) высокого риска независимо от статуса PD-L1 в опухоли и предшествующего цитотоксического лечения.
Подробное описание первых результатов представлено в текущем выпуске журнала «Онкоурология».
Обзор
Ключевыми критериями включения в данное РКИ являлись наличие радикально оперированного в течение последних 120 дней МИУР pT2–pT4a и (или) pN+ у больных, получавших НХТ, или у пациентов, которым НХТ не проводилась, с противопоказаниями или отказом от назначения адъювантной химиотерапии, без признаков прогрессирования заболевания в течение 4 недель. Первичными целями исследования были безрецидивная выживаемость (БРВ) во всей популяции РКИ и БРВ у больных с экспрессией PD-L1 в опухоли ≥ 1 %. БРВ определяли как время от даты рандомизации до первого рецидива уротелиального рака. При большинстве солидных опухолей первичной конечной точкой исследований адъювантной терапии обычно является общая выживаемость. Однако в ряде публикаций было продемонстрировано, что БРВ больных МИУР при наблюдении в течение 24–36 месяцев прямо коррелирует с общей выживаемостью, что является обоснованием выбора БРВ в качестве первичной точки CheckMate 274. Ко вторичным целям относились выживаемость без прогрессирования за пределами мочевыводящих путей, специфическая выживаемость и общая выживаемость. Исследовательские цели включали выживаемость без отдаленных метастазов, безопасность и качество жизни. Пациентов стратифицировали по статусу PD-L1 (< 1 % vs ≥ 1 %), предшествующей НХТ, основанной на цисплатине, и категории pN, после чего рандомизировали в соотношении 1:1 в группы адъювантной терапии ниволумабом (240 мг 1 раз в 2 недели, внутривенно капельно, до 1 года) или плацебо.
В РКИ были включены 709 пациентов, 353 из которых рандомизированы на проведение адъювантной иммунотерапии и 356 – в группу плацебо. Медиана возраста всех пациентов составила 65 лет. Около 38 % пациентов имели сниженный соматический статус на момент рандомизации. В 79 % наблюдений первичная опухоль локализовалась в мочевом пузыре, а в 29 % случаев исходила из верхних мочевыводящих путей. Уротелиальный рак pT3–4a был морфологически подтвержден в ~74 % препаратов, поражение регионарных лимфатических узлов имело место в 47 % наблюдений.
Адъювантная терапия ниволумабом достоверно увеличивала БРВ, снижая риск прогрессирования на 30 % по сравнению с плацебо во всей популяции больных (медиана 21,0 (17,1–33,4) месяцев vs 10,9 (8,3–13,9) месяцев соответственно и на 47 % у пациентов с экспрессией PD-L1 в опухоли ≥ 1 %. Подгрупповой анализ БРВ у всей популяции исследования показал, что преимущество ниволумаба перед плацебо реализовывалось в большинстве подгрупп пациентов, за исключением малочисленных больных опухолями верхних мочевыводящих путей (n = 74). В промежуточном анализе разница результатов БПВ в пользу адъювантной иммунотерапии достигла статистической значимости у мужчин в возрастной группе 65–74 лет с хорошим соматическим статусом (0 баллов по шкале Eastern Cooperative Oncology Group (ECOG)), первичной опухолью мочевого пузыря pT3N+, экспрессирующей PD-L1 ≥ 1 %, получавших НХТ, у которых с момента операции до рандомизации прошло > 90–120 дней.
Предварительный характер полученных данных субанализа РКИ не позволяет опираться на них в клинической практике. Однако несомненный интерес будут представлять зрелые результаты анализа исследования.
Адъювантная иммунотерапия ниволумабом достоверно увеличивала БРВ за пределами мочевыводящих путей, снижая риск прогрессирования за пределами мочевыводящих путей и смерти по сравнению с плацебо на 28 % как во всей популяции пациентов (медиана 24,6 (19,2–35,0) месяцев vs 13,7 (8,4–20,7) месяцев соответственно), так и у больных с гиперэкспрессией PD-L1 (медиана 24,6 (19,2–35,0) месяцев vs 13,7 (8,4–20,7) месяцев соответственно). Также ниволумаб в адъювантном режиме значимо увеличивал выживаемость без отдаленных метастазов и в общей популяции (медиана 35,0 (24,6–НД) месяцев vs 29,0 (14,7–НД) месяцев соответственно), и в когорте больных с гиперэкспрессией PD-L1 (медиана НД (33,9–НД) месяцев vs 21,2 (10,6–20,7) месяцев соответственно).
Адъювантная иммунотерапия хорошо переносилась пациентами. Отмена терапии потребовалась 12,8 % пациентов, получавших ниволумаб, однако токсичность III–IV степеней тяжести послужила причиной прекращения лечебного курса только в 7,1 % наблюдений.
Ознакомиться полностью с имеющимися данными CheckMate-274 можно в статье Волковой М.И., Ольшанской А.С., Калинина С.А. «Эффективность и безопасность адъювантной терапии ниволумабом или плацебо у больных мышечно-инвазивным уротелиальным раком группы высокого риска прогрессирования после радикального хирургического лечения: обзор первых результатов рандомизированного исследования III фазы CheckMate 274».
Подробнее в новом выпуске журнала “Онкоурология” по ссылке:
https://ru.calameo.com/read/0045207365910e683868d?page=1
12.05.2021