Аксель Бекс

д.м.н., хирург-уролог Royal Free London, вице-председатель European Association of Urology (EAU), председатель Genitourinary Group of the European Organization for Research and Treatment of Cancer (EORTC)

13.11.2020

Tumor Board: рак трансплантата

Каким должно быть лечение пациентов с опухолью пересаженной почки и как наблюдать за живым донором, от которого получен трансплантат? 24 ноября в 12:00 под председательством проф. Axel Bex и проф. В. Б. Матвеева состоится Tumor Board. Приглашаем принять участие и задать вопросы.

Единственным выходом при опухоли пересаженной почки кажется удаление трансплантата с переводом пациента на диализ. Но это не так. «Если возможно выполнение резекции, то она должна быть выполнена», – отметил проф. В. Б. Матвеев отношение профессионального сообщества и собственный взгляд, обоснованный личным опытом ведения таких пациентов.

Настоящая тема поднята в связи с обращением региональных членов РООУ за консультацией по поводу возможности лечения молодой пациентки, которая длительное время жила с нормально функционирующим трансплантатом, полученным от живого донора – матери.

Важно отметить, что онкологические заболевания – вторая по распространенности причина смерти среди реципиентов трансплантированных органов. У реципиентов трансплантата почки риск развития злокачественного новообразования как минимум в два раза выше, чем в среднем в популяции. Причем этот риск относится не только к опухолям самого трансплантата, но к любым онкологическим заболеваниям: увеличение риска развития опухоли de novo и рецидива рака у реципиентов трансплантата многофакторное и связано с онкогенными вирусами, иммуносупрессией и измененным Т-клеточным иммунитетом. Опухоли донора или реципиента, оставаясь подконтрольными при сохранном иммунитете, могут получить активное развитие при использовании иммуносупрессии: около десяти лет назад в НМИЦ им. Н. Н. Блохина зафиксирован случай спонтанной регрессии метастатического процесса после отмены иммуносупрессии.

Отмечая увеличенный риск развития ЗНО у реципиентов трансплантата почки, большинство профессиональных ассоциаций не рекомендуют какого-либо специализированного скрининга. Лишь для женщин отмечена необходимость как можно раньше начать регулярно проходить маммографическое исследование (каждые 1–3 года), в то время как в отношении рисков выявления ЗНО других локализаций рекомендации остаются такими же, как и для общей популяции. Фактором профилактики развития ЗНО у реципиента профессиональные сообщества считают скрининг донора и качественную оценку его анамнеза. Для потенциальных реципиентов с предшествующим онкологическим заболеванием в анамнезе рекомендуется период ожидания в течение 2–5 лет после ремиссии. Посттрансплантационный онкологический скрининг должен быть адаптирован персонифицированно к пациенту с учетом индивидуального риска рака, сопутствующих заболеваний, общего прогноза и предпочтений пациента в отношении скрининга.

В силу снижения качества и продолжительности жизни пациентов, находящихся на диализе, тактика сохранения функционирующего трансплантата считается наиболее приемлемой – как онкологами, так и нефрологами. «У реципиентов трансплантата почки с диагнозом рак почки лечение включает стандартные подходы с учетом изменения иммуносупрессии, – отмечает проф. В. Б. Матвеев. – Важной остается предоперационная оценка возможности сохранения функции трансплантата».

Каждый такой случай уникальный, требующий мультидисциплинарного подхода и высококвалифицированной экспертной оценки. В России, в частности в НМИЦ им. Н. Н. Блохина, накоплен весомый опыт лечения столь сложной категории пациентов – в том числе неоднократно выполнялась одновременная двусторонняя нефрэктомия и резекция опухоли трансплантированной почки. Согласно EAU, позицию которой в предстоящем мероприятии отразит проф. A. Bex, вести пациентов с опухолью трансплантата следует так же, как обычного пациента: стратегии лечения включают осторожное снижение иммуносупрессии и использование стандартных методов лечения рака с учетом дозирования лекарств, лекарственного взаимодействия и потенциального воздействия лекарственных препаратов на функцию трансплантата.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас обсудить актуальный случай реальной клинической практики! Учитывая особенности анамнеза пациентки (трансплантат получен от матери) и современные рекомендации лечения опухолей почки, эксперты обсудят не только ход лечения, но и поднимут потенциально значимые вопросы:

  1. Роль генетического тестирования и стратегия наблюдения за донором: требуется ли дополнительная настороженность в отношении вероятного развития рака почки?
  2. Каковы возможности и потенциальные риски применения ингибиторов PD-L1/PD-1 у пациента в случае развития метастатического процесса?
  3. Какова роль и возможности лекарственной терапии при ЗНО у реципиентов трансплантата почки?

Уважаемые коллеги! Вы можете направить свои вопросы приглашенному эксперту заранее: https://roou.ru/eksperty-i-avtory/vopros-ekspertu/ или в ходе самого мероприятия. Мы приветствуем заранее присланные вопросы, что позволяет управлять временем и включить их обсуждение в прямой эфир.

13.11.2020

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶