13.07.2021

Стать участником очной школы

Очная встреча «Современные подходы к диагностике и лечению злокачественных новообразований мочеполовой системы» состоится под руководством проф. Б. Я. Алексеева. В ходе программы эксперты и гости встречи обратятся к вопросам лечения новообразований предстательной железы и почки, в том числе лечения пациентов с первичным и рецидивным мРПЖ, больных  нмКРРПЖ.

Внимание к почке

В ходе встречи внимание будет уделено пациентам с почечноклеточным раком, преимущественно – плохого прогноза. «Всего несколько лет назад лучшее, на что мы могли рассчитывать и надеяться при лечении пациентов с диссеминированным раком почки плохого прогноза, – это выживаемость в течение года, – отмечает проф. Б. Я. Алексеев. – Лучшие результаты по ОВ, достигнутые в протоколах по применению таргетной терапии, составляют 6–9 месяцев».

Современные протоколы ведения пациентов промежуточного и (или) неблагоприятного прогноза предполагают применение комбинированных схем – двойную иммунотерапию или сочетание ингибиторов иммунных контрольных точек и ангиогенеза. Именно такие схемы позволяют пациентам жить несколько лет и в некоторых случаях даже предполагать исцеление. «Мы об этом говорим с некоторым опасением, боясь преувеличить результат и преждевременно радоваться, однако в нашем центре накоплен опыт и вне клинических протоколов, и мы видим около 10 % полных ответов у пациентов с мПКР», – отметил проф. Б. Я. Алексеев.

В течение последних двух лет под наблюдением проф. Б. Я. Алексеева и коллег находилось более 30 пациентов с мПКР, получающих комбинированную иммунотерапию. Контроль над заболеванием был достигнут более чем у 65 % больных, причем почти в 10 % случаев имеет место полный ответ. «Достоверное влияние на риски прогрессирования оказывает наличие саркоматоидного компонента в опухоли», – отмечает А. С. Калпинский, анализировавший накопленный опыт.

Необходимо отметить, что наличие саркоматоидного компонента – это один из основных параметров морфологического заключения при ПКР (наряду с такими, как размер опухоли, вариант рака, градация, наличие некроза, инвазия в паранефральную клетчатку, инвазия в клетчатку почечного синуса, наличие сосудистой инвазии, прорастание в полость лоханки). При этом наличие саркоматоидного компонента автоматически переводит опухоль в группу четвертой степени злокачественности (G4) согласно критериям градации почечноклеточного рака, разработанным S. A. Fuhrman с соавт. «При наличии саркоматоидного компонента течение болезни столь неблагоприятно и стремительно, что порой мы не успеваем выписать прооперированного больного, – отметил проф. Б. Я. Алексеев. – Безусловно, эта категория больных требует особого внимания».

Вопросу выбора терапии и тактики лечения пациентов при наличии саркоматоидного компонента будет посвящена лекция И. М. Шевчук, ведущего научного сотрудника отдела онкоурологии МНИОИ им. П. А. Герцена, с разбором клинического случая.

Важно обратить внимание, что саркоматоидный компонент – это дифференцированная форма одного из вариантов почечноклеточного рака, в том числе светлоклеточного. При этом по старой классификации критериям светлоклеточного рака соответствовали новообразования почки в 95–99 %. Согласно же критериям текущей версии классификации ВОЗ, принятой в 2016 году, светлоклеточный ПКР встречается в 65–70 % случаев. Как лечить пациента с несветлоклеточным мПКР? Современный взгляд на данный вопрос представит А. С. Калпинский, старший научный сотрудник, врач-уролог МНИОИ им. П. А. Герцена.

Другим аспектом предстоящего мероприятия станет вопрос проведения циторедукивной нефрэктомии. Данные SURMINE и CARMENE продемонстрировали отсутствие преимущества циторедукции, особенно при проведении пациентам из группы высокого риска прогрессирования. Но эти исследования перестали быть релевантными до того, как они были завершены и отразились на стандартах оказания помощи – в силу появления иммунотерапии. В настоящее время открыто исследование SWOG1931, в котором предполагается изучение роли циторедуктивной нефрэктомии в сравнении с иммунотерапией. Однако пациенты не могут ждать, когда появятся ответы на поставленные вопросы.

Вопросам лечения мПКР в ходе мероприятия будут посвящены следующие секции с разбором клинических случаев:

  • Комбинированная иммунотерапия как предпочтительная опция у пациентов с плохим и промежуточным прогнозом (проф. Б. Я. Алексеев);
  • Что предпочесть, если у пациента саркоматоидный рак почки? (И. М. Шевчук);
  • Современный взгляд на лечение пациентов с несветлоклеточным мПКР (А. С. Калпинский).

О предстательной железе

Рак предстательной железы (РПЖ) входит в группу шести приоритетных локализаций, которые определяют 54% заболеваемости и 40% смертности от всех случаев ЗНО в РФ. Главная целью лечения РПЖ – увеличение продолжительности жизни пациента и, следовательно, отдаление терминальной стадии заболевания – метастатического кастрационно-резистентного РПЖ, предшествующими этапами которого являются неметастатический кастрационно-резистентный РПЖ и метастатический гормоночувствительный РПЖ. Большинство пациентов с мГЧРПЖ получают только андроген-депривационную терапию (АДТ) – таковы данные мировой и отечественной практики. Назначение только АДТ недостаточно, так как у пациентов развивается прогрессия до стадии мКРРПЖ в течение 1 года, что существенно снижает 5-летнюю выживаемость. В настоящее время рекомендовано комбинированное лечение пациентов с мГЧРПЖ и нмКРРПЖ.

Использование антиандрогенов второго поколения позволяет значительно улучшить результаты текущей терапии – продлить жизнь пациентов, отдалив переход на стадию мКРРПЖ как минимум на 3,5 года. Препараты этой группы способны положительно повлиять на результаты последующей терапии, снизив риск повторного прогрессирования и смерти. Применение андиандрогенов нового поколения в меньшей степени влияет на развитие артериальной гипертензии и сердечно-сосудистых рисков, в сравнении с химиотерапией и не влияет на качество жизни больного.

О новых возможностях в лечении пациентов с РПЖ будут представлены следующие доклады:

  • Ведение метастатического гормоно-чувствительного РПЖ. Обновленные клинические рекомендации (проф. Б. Я. Алексеев);
  • Как отдалить развитие метастазов у пациента с нмКРРПЖ? (А. С. Калпинский).

Уважаемые коллеги! Если вы хотите принять участие в данном мероприятии, направьте свое CV на почту roou@roou.ru. Количество мест ограничено, при выборе грантополучателя предпочтение будет отдано претендентам, имеющим опыт лечения пациентов с ПКР и РПЖ и (или) нацеленных на развитие компетенций в вопросах помощи пациентам с ПКР и РПЖ. Полная программа мероприятия доступна по ссылке: https://roou.ru/blog/events/master-class-zms/#

13.07.2021

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶