РООУ за кадром
Нам очень жаль, что мы не могли пригласить к работе над видеороликом многих членов РООУ. Эпидемия ограничила нас в маневренности, значительно сузив возможности встреч и общения. И мы благодарны всем, кто потратил часы работы ради нескольких секунд, вошедших в итоговый видеоролик. В настоящем материале – частично (но не полностью!) раскрываем завесу.
Сфера разума
Большинство экспертов РООУ – самодостаточные специалисты, высоко оцененные на международном уровне, признанные мировым профессиональным сообществом. Каждый пятый член РООУ – соисследователь мировых регистрационных клинических протоколов, соавтор международных рекомендаций или консенсусных мнений, ментор хирургических школ AUA и EAU, соавтор хотя бы одной публикации, ставшей late braking news на мировых конгрессах.
Соответственно, один из вопросов, который мы задавали участникам съемок, был такой: что вас держит в РООУ и для чего вам нужно сообщество, если вы находитесь на пике развития? «РООУ – это прежде всего друзья и отношения, которые позволяют находить решения и экспертную поддержку вне зависимости от географии» – вот первое, что сказал каждый из интервьюируемых.
Но еще РООУ и нечто больше, чем дружба. «Это почти семья, и мы действительно переживаем друг за друга и пытаемся помочь, если возникают какие-то сложности, касаются ли они лично человека или его профессиональной деятельности», – сказал проф. Б. Я. Алексеев.
РООУ создавалось как общество, объединяющее специалистов разных направлений. И за прошедшие 15 лет возросла требовательность к компетенциям онкоуролога, что только увеличивает актуальность многопрофильного объединения, ставшего основой создания Общества. А современный онкоуролог – это специалист, работающий как минимум на стыке хирургии, радиологии, химиотерапии и генетики. «Медицина всегда была коллективным трудом, и последние десятилетия потребность в существовании сообщества усилилась, – говорит проф. Д. В. Перлин. – Даже хирургическое лечение пациента – это, наверное, одна десятая часть его лечения. Я не могу вычленить себя из сообщества и существовать и развиваться обособленно. Мне нужно объединение и взаимодействие со специалистами, для того чтобы я действительно мог помогать пациентам».
«Профессиональное сообщество – это ноосфера», – сказал проф. В. Б. Матвеев. Это новое состояние всей жизни, связанное с разумной деятельностью человека, существование вне которой отчасти даже невозможно.
Чему научились?
«Мы всегда учились – у авторитетных экспертов, у коллег и пациентов», – сказал проф. М. И. Коган. По его словам, именно общение и обмен опытом переворачивали устоявшуюся картину, заставляли начинать действовать, изменяться профессионально и добиваться нужных административных решений в регионе.
И каждый раз каждому из участников съемок казалось, что, освоив какую-то операцию или метод диагностики/лечения, они достигают некого пика совершенства. Но как только цель бывала достигнута, появлялась необходимость снова учиться – осваивать что-то новое. «Профессионал остается профессионалом до тех пор, пока он учится. И академик рождается на студенческой скамье», – считает проф. О. Б. Карякин.
«И конечно, пациенты тоже дают нам определенные знания и, самое главное, надежду, – говорит проф. Д. В. Перлин. – Онкологические пациенты заставляют по-другому взглянуть на жизнь. И дорогого стоит, когда пациент пытается подбодрить врача и дать какой-то стимул для того, чтобы ты не останавливался, чтобы трудился дальше и не опускал руки».
Пациенты учат не терять надежду. И они учат нас любви и эмпатии. «Я понял, что исход любого лечения во многом зависит от настроения пациента, от его веры и желания жить, – говорит проф. О. Б. Карякин. – Я теперь точно знаю, что врач должен не только делать назначения, он должен находить взаимопонимание с пациентом, если нужно – с его родственниками, друзьями. Вы не сможете помочь человеку, если вы не поняли его и не прониклись его чувствами и страхами».
Коллеги учили не винить себя в неудачах, а анализировать их. «Работа с тяжелыми пациентами проходит по тонкой грани уверенности, – говорит проф. Д. В. Перлин. – Анализируя какие-то сложности, ты не должен терять уверенность, но, с другой стороны, и уверенность должна быть обоснованной. Всегда, при любой неудаче, необходимо попытаться понять, что именно ты сделал не так. Я научился делать это всегда – даже в действительно некурабельных случаях».
Наставники учили дружить. «Одним из моих первых учителей был и остается Владимир Николаевич Журавлев, – говорит проф. А. В. Зырянов. – Он меня учил не только как врача, он учил меня дружбе в профессиональном сообществе. Уроки дружбы – одни из самых ценных, которые я вынес из нашего с ним общения».
В сослагательном наклонении
История не терпит сослагательного наклонения. Тем не менее, создавая видеоролик, мы спрашивали участников: не жалеют ли они о своем профессиональном выборе? Хотели бы вернуться в прошлое и что-то изменить?
Никто, нет, никто не хотел бы вернуться в прошлое и стереть, исправить профессиональную жизнь. «Решения надо оценивать до того, как они приняты, – сказал проф. Д. В. Перлин. – Не время оценивать прошлое, надо думать о будущем». Многое сделано для того, чтобы сделать еще больше.
13.11.2020