ПКР: отрицательный результат?
Многие исследования, появившиеся в течение 2022 года, на крупнейших профессиональных конгрессах имели отрицательный результат. Однако и отрицательный результат имеет значение, и его следует знать и изучать.
Ряд исследований 2022 году были посвящены применению адъювантной терапии. Все – с отрицательным результатом. И хотя эффективность адъювантной терапии не была показана ранее, в эпоху таргетной терапии, возможность ее проведения все еще изучается.
«В публикации 2022 года показано, что выживаемость пациентов группы промежуточно-высокого риска прогрессирования ВБП составляет 6,5 лет, а пациентов группы высокого риска прогрессирования – менее года», – отметил Алексей Сергеевич Калпинский, сославшись на данные доклада Variation in recurrence rate and overall survival (OS) outcomes by disease stage and incremental impact of time to recurrence on OS in localized renal cell carcinoma (RCC), представленного на ASCO.
В контексте сказанного важно напомнить критерии отнесения пациента к той или иной группе риска.
Промежуточный риск:
- pT2, grade 4 или саркоматоидная дифференцировка с N0, M0;
- pT3, любой grade с N0, M0.
Высокий риск:
- pT4, любой grade с N0, M0;
- любая стадия pT, любой grade c N+, M0.
«И мы понимаем, что есть группа больных, которых мы не можем просто наблюдать, необходимо что-то делать, так как ВБП у них очень низкая», – отметил эксперт.
В 2022 году были доложены результаты протокола EVEREST – преимущества применения эверолимуса получили только пациенты группы крайне высокого риска. Детализированные результаты исследования доступны в материалах ASCO – EVEREST: Everolimus for renal cancer ensuing surgical therapy—A phase III study (SWOG S0931, NCT01120249). «Это исследование последнее, в котором изучался препарат, так сказать, ушедшей эпохи», – отметил А. С. Калпинский.
В настоящее время идет как минимум пять исследований, в которых изучается не только роль адъювантного режима как такового, но и возможные преимущества применения конкретных групп препаратов (ингибиторы PD-L1 vs ингибиторы PD-1 vs комбинированная иммунотерапия).
Исследование PROSPER должно ответить на вопрос: может ли адъювантная/неоадъювантная терапия привести к лучшим результатам? «Имеющиеся данные не дают и намека на эффективность», – говорит докладчик.
Протокол IMMotion010 должен ответить на вопрос: адъювантная терапия PD-L1 ингибиторами (атезолизумаб) лучше, чем вообще отсутствие терапии? Результаты были представлены на ESMO и сразу же опубликованы в журнале Lancet https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36099926/ «Никаких достоверных различий не было найдено», – подчеркивает А. С. Калпинский.
В исследовании Chekmate-914 ученые пытаются ответить на вопрос: комбинированная иммунотерапия лучше, чем монотерапия или вообще отсутствие терапии? Данные по применению ниволумаба в монорежиме или комбинации с ипилимумабом представлены на ESMO, и это исследование не продемонстрировало эффективность. «Только пациенты с саркоматоидной дифференцировкой получили преимущества», – подчеркивает А. С. Калпинский.
Протокол RAMPART (дурвалумаб + тремелимумаб vs дурвалумаб vs плацебо) также не изменил представления о целесообразности адъювантной терапии.
Таким образом, единственной опцией для проведения адъювантной терапии остается пембролизумаб – изучался в протоколе KEYNOTE-564. Впервые данные были обнародованы в 2021 году на ASCO, сейчас появляются детализированная информация и данные по подгрупповым анализам. «В настоящее время показатели по ОВ идут очень близко друг к другу, и говорить о каких-то статистических различиях мы не можем, – отмечает А. С. Калпинский. – Это связано с тем, что финальный анализ будет возможен по достижении 200 событий прогрессирования или смерти, чего еще не произошло». Тем не менее пембролизумаб уже включен в рекомендации европейских и американских профессиональных сообществ в качестве препарата для проведения адъювантной терапии пациентам высокого риска прогрессирования.
Среди знаковых данных ушедшего года А. С. Калпинский отметил развернутые данные CLEAR: «Показана самая высокая частота полных ответов (17 %), а общая частота ответов более 70 %», – отметил он. Представлены данные о применении тройной комбинации кабозантиниб + ниволумаб + ипилимумаб – данные исследования COSMIC 313 обнародованы на ESMO. Кроме того, белзутифан исследуется в качестве препарата первой или второй линии в исследовании LITESPARK-003 – данные также представлены на ESMO.
08.02.2023