мУР: агрессивная поддержка или триплет?
Можно ли сделать поддерживающую терапию при мУР более интенсивной и эффективной? Ответ ищет исследование JAVELIN Bladder Medley (фаза II)

Исследование JAVELIN Bladder Medley оценивает эффективность и безопасность авелумаба в комбинации с другими противоопухолевыми агентами у пациентов с мУР в сравнении с монотерапией авелумабом в поддерживающем режиме. В ходе конгресса ASCO представлены данные по сравнению комбинации «авелумаб + SG» против монотерапии авелумабом.
На дату отсечки данных (16 сентября 2024 года):
1. Доля пациентов, продолжавших лечение
2. Медиана выживаемости без прогрессирования
3. Медиана общей выживаемости
4. Объективный ответ на фоне терапии
5. Контроль заболевания
Однако в группе комбинации один пациент умер от побочного действия, связанного с сацитузумабом говитеканом.
«Настоящие данные позволяют рассматривать комбинацию „авелумаб + сацитузумаб говитекан“ как потенциальную опцию поддерживающей терапии», — считает Dr. Jeannie Hoffman-Censits, представившая данные.
Что думает дискутант?
«Добавление сацитузумаба снижает риск прогрессирования на 51%. Но пока мы не видим значимых различий в общей выживаемости — эти данные все еще незрелые», — отметила Jacqueline T. Brown (Emory University School of Medicine).
Сацитузумаб говитекан — это антитело-конъюгат, направленный против рецептора Trop‑2. Препарат был одобрен в ряде стран для лечения РМЖ. В апреле 2021 года сацитузумаб говитекан получил ускоренное одобрение в США для лечения пациентов с уротелиальным раком, у которых произошло прогрессирование заболевания после терапии на основе препаратов платины и ингибиторов контрольных точек иммунного ответа.
Однако в исследовании TROPiCS‑4 (фаза 3) сацитузумаб говитекан не продемонстрировал значимого улучшения общей выживаемости. Именно по этой причине производитель добровольно отозвал ускоренное одобрение сацитузумаба говитекана для лечения уротелиального рака в октябре 2024 года. Сейчас же исследователи предполагают, что отзыв был преждевременным — причиной негативных результатов могли быть нежелательные явления, так как пациенты получали лечение без профилактики колониестимулирующим фактором (G-CSF).
«Сацитузумаб говитекан демонстрировал стабильные результаты в разных клинических исследованиях. Мы также знаем, что этот препарат требует осторожного применения у пациентов с уротелиальным раком», — отметила дискутант.
Резюмируя отмеченное выше, дискутант выразила сомнение в уместности столь агрессивной поддерживающей терапии.
«Я считаю, что сацитузумаб говитекан может быть не самым подходящим препаратом для поддерживающей терапии. Индукционная терапия предполагает ограниченный по времени и интенсивный курс лечения, в течение которого наши пациенты готовы и способны переносить определенные нежелательные явления ради возможного терапевтического эффекта. Это чем-то похоже на спринт — короткий, но энергозатратный рывок.
А вот поддерживающая терапия требует стабильного и длительного темпа, при котором лечение должно быть переносимым в течение месяцев или даже лет, как марафон, где важна выносливость, а не мощность на короткой дистанции», — сказала она.
Так куда же двигаться дальше с сацитузумабом говитеканом? Отвечая на него, необходимо помнить, что онкоурологические пациенты переносят такое лечение иначе, чем, например, более молодые пациенты с РМЖ.
А может, триплет?
Дискутант напомнила, что в США большинство пациентов в первой линии получают энфортумаб ведотин + пембролизумаб (EV + пембро). «У нас возник реальный вакуум во второй линии. Как выстраивать химиотерапию и таргетную терапию дальше? Есть ли место повторной иммунотерапии после EV + пембро? Нам нужны новые исследования», — сказала Jacqueline T. Brown.
Она обратила внимание, что в раннем исследовании (23 чел.) комбинация EV + SG показала 70%-ную частоту ответа и была переносимой при профилактике G-CSF. Сейчас идет набор в исследование DAD‑IO (фаза II ), в ходе которого пациенты уже в первой линии терапии будут получать комбинацию «EV + пембролизумаб + сниженная доза SG».
Ну что же, следим за эффективностью и переносимостью триплета и более агрессивными формами поддерживающей терапии.
Полнотекстовая статья опубликована в журнале Annals of Oncology: https://www.annalsofoncology.org/article/S0923-7534(25)00202-9/fulltext
30.06.2025