мГЧРПЖ: терапию надо не только назначить, но и проводить
Критерии LATITUDE и CHAARTED помогают персонализировать лечение мГЧРПЖ, обеспечивая наилучшие шансы на улучшение прогноза. О практическом применении валидированных классификаций и том, какие еще показатели могут повлиять на ход лечения, – на примере трех реальных и непростых клинических случаев из практики проф. М. И. Волковой.
Критерии LATITUDE и CHAARTED используются для стратификации пациентов с метастатическим гормоночувствительным раком предстательной железы (мГЧРПЖ) на основании прогноза и тяжести заболевания. Они помогают выбрать наиболее подходящую стратегию лечения.
LATITUDE использует клинические и радиологические признаки, чтобы выделить группу высокого риска у пациентов с мГЧРПЖ. Пациенты соответствуют группе высокого риска, если присутствуют два или более из следующих критериев:
– ≥ 3 метастатических очагов в костях;
– висцеральные метастазы;
– оценка по шкале Глисона ≥ 8.
CHAARTED делит пациентов на группы с низким и высоким объемом заболевания на основании метастатического поражения.
Пациенты соответствуют группе высокого объема, если присутствует хотя бы одно из следующих условий:
– ≥ 4 метастатических очагов в костях, из которых как минимум один очаг расположен вне позвоночника или таза;
– висцеральные метастазы.
Таким образом, LATITUDE направлен на выделение пациентов с высоким риском на основе биологических факторов, а CHAARTED сосредоточен на объеме заболевания.
Критерии LATITUDE и CHAARTED не взаимозаменяемы и должны использоваться совместно для выбора терапии. Пациенты с высоким риском (LATITUDE) и/или высоким объемом (CHAARTED) чаще рассматриваются для более агрессивных подходов, таких как комбинация АДТ с химиотерапией (доцетаксел) или ингибиторами андрогенов (абиратерон, апалутамид, энзалутамид). Пациентам с низким риском или низким объемом могут быть назначены более щадящие варианты лечения.
«Однако терапию надо не только назначить, но и проводить», – говорит профессор Мария Игоревна Волкова, обращая внимание на ряд факторов, которые имеют значение при выборе терапии.
В видеозаписи доклада на примере трех непростых клинических случаев из собственной практики профессор обсуждает следующие вопросы.
– Достижение неопределяемого уровня ПСА: всегда ли возможно и к чему стремиться при экстремально высоком ПСА?
– Возраст и ожидаемая продолжительность жизни: когда агрессивна не болезнь, а статус пациента.
– ISUP: что, кроме Глисона?
– Качество жизни на фоне лечения: сохранить любой ценой?
– Жизнеугрожающие состояния и лечение хрупких пациентов: может ли лечение быть щадящим и эффективным?
– Пациент с мГЧРПЖ, предлеченный таксанами: что дальше?
Видео доступно для членов РООУ по ссылке
Материал подготовлен при поддержке ООО «Джонсон & Джонсон».
16.12.2024