Иммунотерапия при МИРМП: применять ли «сэндвич»-подход?
Иммунотерапия может быть применена в «сэндвич»-режиме – то есть до и после проведения хирургического лечения.
⌛Несмотря на позитивные результаты исследования NIAGARA, мировые лидеры не настаивают на введении в практику нового стандарта.
Почему – в обзоре по итогам дискуссии, состоявшейся на ASCO-GU
⭐️ Результаты клинического исследования NIAGARA (фаза 3) показывают, что добавление периоперационного дурвалумаба к неоадъювантной химиотерапии значительно улучшает исходы у пациентов с мышечно-инвазивным раком мочевого пузыря (МИРМП).
Полный патоморфологический ответ (pCR) чаще наблюдался у пациентов, получавших дурвалумаб (37,3% против 27,5%), однако пользу от дурвалумаба отмечали как у пациентов, достигших pCR, так и у тех, кто не достиг ответа.
✍️ Исследование NIAGARA – одно из шести КИ, в рамках которого при МИРМП пациентам предлагается получить иммунотерапию до и после хирургического лечения. То есть пройти лечение по «сэндвич»-подходу.

Какова логика «сэндвич»-подхода?
🛶 Удаление опухоли перед применением иммунотерапии элиминирует как саму опухоль, так и активированные ею Т-клетки.
Однако если опухоль сохраняется во время начала иммунотерапии, это способствует более мощной активации Т-клеток, которые продолжают бороться с микрометастазами уже после проведенного хирургического лечения.
⚡️ Таким образом, предполагается, что неоадъювантная терапия может активировать больше противоопухолевых Т-клеток и улучшить клинические результаты по сравнению с таким же лечением, проведенным только после операции.
Этот подход уже был подтвержден в лечении меланомы (Neoadjuvant-Adjuvant or Adjuvant-Only Pembrolizumab in Advanced Melanoma, Sapna P. Patel, MD), а также апробирован в лечении ряда солидных опухолей.
💬Однако Elizabeth R. Plimack, выступив в качестве оппонента для Matthew Galsky, высказала ряд замечаний и отметила, что, вероятно, уже идущие клинические исследования были инициированы преждевременно.
Ключевые замечания, высказанные Elizabeth R. Plimack:
👉 Контрольная группа в исследовании NIAGARA устарела.
Комбинация гемцитабина и цисплатина больше не считается предпочтительной, так как дозоинтенсивная схема MVAC показала лучшие результаты (исследования COXEN и VESPER).
👉 Эффект неоадъювантной терапии продолжается в адъювантном периоде даже без дополнительного введения препарата. Ингибиторы контрольных точек сохраняют свое воздействие долго после завершения терапии.
Поэтому неясно, какая доля успеха обусловлена именно адъювантным режимом.
👉 Уровень полного патологического ответа (pCR) оказался несколько разочаровывающим.
Комбинация дурвалумаба и химиотерапии не превзошла показатели, установленные исследованиями COXEN и VESPER.
👉 В плане общей выживаемости (OS) «сэндвич»-подход также не превзошел результаты COXEN и VESPER.
Хотя исследование NIAGARA получило широкую известность благодаря демонстрации преимуществ данной стратегии, эти замечания подчеркивают важные вызовы и необходимость дальнейшей оптимизации последовательности иммунотерапии при мышечно-инвазивном раке мочевого пузыря.
23.02.2025