24.05.2024

Генная иммунотерапия для НМИРМП

Nadofaragene firadenovec-vncg (Adstiladrin®) был одобрен FDA в декабре 2022 года в качестве первой генной терапии в урологии и первой внутрипузырной генной терапии, показанной для лечения взрослых пациентов с НМИРМП с высоким риском прогрессирования и не отвечающих на БЦЖ-терапию, с CIS, c паппилярными опухолями или без них (± Ta/T1). Настоящий препарат разработан на основании нереплицирующегося аденовирусного вектора, который доставляет комплементарную ДНК IFNα2b человека в уротелиальные клетки, и Syn3, усиливающего проникновение вектора в клетки уротелия.

Таким образом, препарат «заставляет» уротелий самостоятельно синтезировать IFNα2b, который обладает прямым и непрямым противоопухолевым эффектом. Важно, что дополнительный и усиленный синтез интерферона происходит только в мочевом пузыре, в связи с чем риски системных реакций практически исключены.

Подробно о генной терапии в урологии и механизме действия обсуждаемого препарата можно прочесть в статье Mechanism of action of nadofaragene.

На ежегодном конгрессе AUA были представлены окончательные результаты 60-месячного наблюдения за пациентами, включенными в исследование III фазы (ClinicalTrials.gov, NCT02773849), оценивающее эффективность внутрипузырного препарата Nadofaragene Firadenovec для пациентов с БЦЖ-резистентной карциномой мочевого пузыря.

В 2021 году Boorjian и др. опубликовали первичные результаты:

  1. 51% пациентов имели полный ответ после первого введения препарата (из них 46% оставались без признаков болезни через 12 месяцев и более);
  2. через год после терапии у 95% пациентов сохранялся контроль над болезнью;
  3. через два года треть пациентов, имевших ответ, оставались без признаков болезни (bladder cancer).

Пациенты обсуждаемого исследования были разделены на две когорты:

  • карцинома с CIS +/- Ta/T1 (n =107);
  • Ta/T1 без CIS (папиллярная карцинома) (n=50).

Протокол лечения предполагал введение препарата один раз в три месяца, всего четыре введения. Согласно протоколу, биопсия (купол, треугольник Льето, правая и левая боковая стенки, а также задняя стенка) была проведена в течение 12 месяцев, и пациентам, ответившим на лечение, было предложено дальнейшее лечение по усмотрению исследователя. Оценки после 24 месяцев проводились в соответствии с обычной клинической практикой.

Данные, представленные на конгрессе AUA, – это отчет по результатам уже 60-месячного (!) наблюдения за обеими когортами пациентов. Медиана наблюдения составляла 50,8 месяца, при этом 26,8% пациентов получили пять и более инстилляций и 7,6% пациентов получали лечение в течение не менее 57 месяцев.

5-летняя выживаемость без цистэктомии (CFS) начиная с первого введения исследуемого препарата составила:

  • в когорте 1 – 43,2%;
  • в когорте 2 – 58,7%;
  • общая 5-летняя CFS составляла 48,8%.

В течение указанного периода наблюдения общая выживаемость составила:

  • в когорте 1 – 76,3%;
  • в когорте 2 – 85,9%.

Четыре пациента из первой когорты и один пациент из второй когорты спрогрессировали до МИРМП, задокументированного по результатам трансуретральной резекции.

Исследователи не отметили никаких новых сигналов о безопасности при долгосрочном наблюдении, все задокументированные реакции были 1–2-й степени тяжести, менее 4% пациентов столкнулись с НЯ 3–4-й степени тяжести. Как отметили исследователи, НЯ легко поддавались контролю, и пациенты, вынужденные прекратить терапию, продолжили лечение после короткого перерыва.

Vikram Narayan, подытоживая результаты исследования, отметил:

  1. препарат продемонстрировал устойчивость первоначального полного ответа примерно у 25% пациентов с папиллярной карциномой CIS +/- Ta/T1 и у 48,5% пациентов с Ta/T1;
  2. препарат обеспечил почти половине участников сохранение мочевого пузыря через 60 месяцев после начала терапии;
  3. препарат безопасен и не вызывает опасений относительно риска тяжелых и/или неконтролируемых НЯ.

Кстати, препарат уже коммерчески доступен: его рыночная стоимость ограничена порогом 60 000 долларов на одну инстилляцию. А вы бы хотели иметь доступ к такому препарату?

Материал подготовила: Глушанкова Наталья Дмитриевна, врач-онколог, заведующая центром амбулаторной онкоурологии, ГАУЗ «Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины», г. Челябинск.

24.05.2024

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶