30.03.2023

Антиандрогены третьего поколения?

27 января 1989 года был зарегистрирован первый андроген первого поколения –флутамид. Почти четверть века антиандрогены первого поколения применялись для лечения пациентов с РПЖ, хотя, как оказалось впоследствии, не давали преимущества в общей выживаемости (ОВ).

31 августа 2012 года зарегистрирован первый антиандроген второго поколения – энзалутамид. В 2018–2019 годах последовательно были зарегистрированы апалутамид и даролутамид, а также новые показания для применения всех перечисленных препаратов при мГЧРПЖ и нмКРРПЖ.

Важно отметить, что антиандрогены второго поколения явились результатом планомерной фундаментальной работы и направленного поиска. Так, энзалутамид был открыт Чарльзом Сойером (Charles Sawyers, Memorial Sloan – Kettering Cancer Center) и Майклом Юнгом (Michael Jung,  University of California). Ученые синтезировали около 200 молекул, производных от нилутамида, и исследовали их антагонизм к андрогеновым рецепторам в культуре клеток РПЖ. По результатам проведенной работы в 2006 году была описана и запатентована молекула, которую сейчас мы все знаем как энзалутамид.

«Энзалутамид, апалутамид и даролутамид – истинные антагонисты андрогенового рецептора, способные супрессировать его активацию как при гормональной чувствительности опухоли, так и при развитии резистентности», – отмечают авторы статьи Second generation androgen receptor antagonists and challenges in prostate cancer treatment, опубликованной летом 2022 года в журнале Nature.

«Андрогеновые рецепторы остаются релевантной мишенью даже после развития резистентности к антиандрогенам второго поколения», – считает Dr. Bernard-Tessier.

В настоящее время на ранних стадиях клинических исследований уже находятся антиандрогены третьего поколения – GT-0918, BMS-641988, TQB3720, SHR3680, TRC-253 и другие. Кстати, аффинность к андрогеновым рецепторам первой из упомянутых молекул втрое выше по сравнению с энзалутамидом.

«Мы должны быть готовы к появлению антиандрогенов третьего поколения», –  говорит Dr. Bernard-Tessier.

Кроме того, в клиническую практику могут войти препараты, сами по себе не влияющие на клетки РПЖ, но увеличивающие эффективность существующих антиандрогенов. Так, на GU ASCO сообщалось о возможности увеличения эффективности энзалутамида за счет антигена, который блокирует транскрипцию андрогенового рецептора вне зависимости от наличия резистентности к АА2.

Появление новых опций лечения создает новые вызовы системе здравоохранения. Предлагаем вашему вниманию репринт фармакоэкономического исследования, опубликованного ранее в журнале «Онкоурология» (он доступен для зарегистрированных членов РООУ).

Мы  с изумлением следим за фундаментальными новостями онкологии, которые, как показал опыт, в считанные годы могут кардинально изменить клиническую практику.

30.03.2023

Партнёрский материал

Кульминация научных достижений?

В большинстве случаев на стратегию лечения пациента с метастатическим раком предстательной железы (мРПЖ) не повлияет ничего, кроме объема метастатического поражения. Зачем в таком случае столь скрупулезно изучать и описывать опухоль? О подводных камнях патоморфологической оценки и о том, как на них можно поскользнуться, – в специальном выпуске программы «Экспертный взгляд» с Н.А. Горбань и А.М. Поповым.

Подробнее ⟶